ЧАСТЬ 3 ! ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?

Как финансируются партии и соблюдение принципа “равенство”. Продается всё, что покупается…

Политические партии были признаны единственным видом общественных объединений, которые имеют право самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности в органах власти. До июля 2003 г. этим правом пользовались и другие общественные объединения, в том числе политические движения. Обязательным условием существования политических партий стало их участие в федеральных или региональных выборах. Если партия в течение пяти лет игнорирует избирательные кампании, то, согласно закону, подлежит ликвидации. Указанное требование было направлено на устранение аморфности политических партий, на активизацию их участия в политическом процессе.
Важной особенностью правового положения политической партии является возможность прямого государственного финансирования из средств федерального бюджета. После острой дискуссии в парламенте и средствах массовой информации эта норма была закреплена законодательно. Смысл финансовой поддержки политических партий состоит в том, что государство, претендующее на звание демократического, само должно быть заинтересовано в развитии демократических институтов, в многопартийной системе. Это является гарантией от установления власти одной партии. При этом финансирование партий напрямую связано с итогами их участия в выборах и осуществляется для компенсации их финансовых затрат.
На бюджетные средства имели право лишь те партии, чьи кандидаты получили не менее 3% голосов избирателей на выборах в Государственную Думу по федеральным избирательным округам, или не менее 3% — на выборах Президента РФ, или провели в Государственную Думу по одномандатным округам не менее 12 своих кандидатов. В результате по итогам выборов в Четвертую Государственную Думу девять политических объединений стали ежегодно до следующих выборов получать за каждый отданный им на выборах голос по 50 коп. Среди них «Единая Россия» (около 11 млн 390 тыс.), КПРФ (около 3 млн 824 тыс.), ЛДПР (3,5 млн) и блок «Родина» (около 2 млн 735 тыс.), преодолевшие 5-процентный барьер для прохождения в Думу. Кроме попавших в Думу, получили финансирование партии, набравшие более 3% голосов избирателей: «Яблоко» (около 1 млн 305 тыс.), Союз правых сил (1 млн 204 тыс.), Аграрная партия, блок Партии пенсионеров и Партии социальной справедливости, а также Народная партия, получившая 17 мест по одномандатным округам.
Кроме того, КПРФ получала также средства (около 5 млн руб.) за результат своего кандидата Н. Харитонова — единственного партийного кандидата на президентских выборах 2004 года, набравшего более 3% голосов. При этом, по данным Центра правовой информации Минюста России, в предвыборном 2002 г. «Единая Россия» потратила 398 млн руб., Народная партия — 113 млн, «Яблоко» — 54 млн, СПС — 37 млн, КПРФ и ЛДПР — по 17 млн руб.
С 2006 г. цена голоса избирателя увеличилась до 5 рублей, соответственно увеличились и суммы бюджетных средств, получаемых политическими партиями. Очевидно, что после выборная компенсация в бюджетах ведущих политических партий относительно невелика. Тем не менее, некоторые авторы считают такое положение «паразитическим существованием партий» и призывают отказаться от государственной компенсации. Такие условия финансирования сохранялись до выборов в Пятую Государственную Думу в 2007 г., когда была изменена избирательная система и отменено голосование по одномандатным округам. Сохранившаяся пропорциональная система предполагает голосование только за политические партии, при этом цена голоса избирателя с 2008 г. возросла до 20 руб.
Помимо государственного финансирования доходы партии составляют:
а) вступительные и членские взносы;
б) пожертвования;
в) доходы от предпринимательской деятельности;
г) поступления от гражданско-правовых сделок.
У значительной части политических партий членские взносы уставами не предусматривались или представляли символические суммы. Так, в СПС партийные взносы составляли 300 руб. в год, а с льготников — 20 руб. в год; в Народной партии — от 1 до 10 руб. в месяц; в Партии возрождения России — 10 руб. в месяц; в «Партии жизни» — 1 руб. в год. «Яблоко» и Социал-демократическая партия Михаила Горбачева обходились без членских взносов.
Основную статью доходов в бюджетах политических партий составляют пожертвования физических и юридических лиц. Однако здесь имеются ограничения. Не допускаются пожертвования от иностранных граждан, организаций и государств, от органов государственной власти и местного самоуправления, от государственных и муниципальных организаций, от благотворительных организаций и религиозных объединений и в некоторых других случаях. Кроме того, имеются ограничения и в сумме пожертвований, которая «привязана» к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) и меняется в зависимости от уровня этого показателя. В 2003 г. величина ежегодных спонсорских пожертвований составляла: от одного юридического лица — не более 8 млн 750 тыс. руб., от одного частного лица — не более 875 тыс. руб.
Поданным Центральной избирательной комиссии РФ, в выборном 2007 г. в избирательные фонды ведущих политических партий поступило: в фонд «Единой России» — около 330 млн руб., ЛДП Р — около 290 млн, «Справедливой России» — около 232 млн, СПС — 108 млн, КПРФ — около 97 млн, партии «Патриоты России» — около 90 млн, «Яблоко» — 86 млн рублей[9]. В 2008 г. размеры пожертвований были увеличены: не более 43 млн 300 тыс. от одного юридического лица и не более 4 млн 330 тыс. от одного физического лица. Общая сумма всех пожертвований не должна превышать 4 млрд 330 млн руб. в год. При этом по закону каждая партия могла потратить на выборы не более 1,8 млрд руб.-
Самая большая статья расходов в бюджетах политических партий связана с рекламой в центральных и местных СМИ, затем идут изготовление и распространение агитационных материалов, представительские мероприятия, сбор информации, содержание штаба, заказ социологических опросов, юридическое сопровождение кампании и др. Как утверждают политтехнологи, официальные бюджеты российских партий составляют не более 10—15% от реально затраченных средств. То есть имеет место быть “не целевые партийные расходы”.
Политические партии наделены правом заниматься предпринимательской деятельностью, однако доходы от нее могут расходоваться только в уставных целях. Одновременно виды предпринимательской деятельности строго ограничены. К ним относится информационная, рекламная, издательская, полиграфическая деятельность, которая осуществляется для пропаганды целей и результатов работы партии; изготовление и продажа сувенирной продукции, а также сдача в аренду имеющейся собственности. Однако доходов, сопоставимых с частными пожертвованиями, такая деятельность не приносит.
Таким образом, политические партии живут главным образом на пожертвования крупного капитала. Частное финансирование, по мнению ряда политологов и правоведов, имеет отрицательные последствия. Оно ведет к поддержке депутатами законодательных инициатив спонсора и является главной предпосылкой коррупции. Деятельность политической партии может быть приостановлена только Верховным судом РФ. Основаниями для ее ликвидации является нарушение изложенных в законе требований и ограничений. Подводя итоги, отметим, что отличительными особенностями политической партии как одной из форм общественных объединений являются ее цели, требования к численности, всероссийский масштаб, обязательность регистрации, особые условия членства, исключительное право выдвигать кандидатов на выборах в органы власти, а также возможность прямого государственного финансирования.
Влияние принятого закона на развитие многопартийности в стране было неоднозначным. С одной стороны, он создал правовую основу для формирования системы политических партий, создания крупных и влиятельных всероссийских объединений, опирающихся на тысячи избирателей, активно участвующих в органах власти и влияющих на политику государства, и таким образом объективно должен был способствовать формированию гражданского общества. С другой стороны, ужесточение требований к политическим партиям в условиях отсутствия устойчивых демократических традиций привело к прямо обратным последствиям: к ограничению пространства для развития партийной системы.
Накануне выборов в Четвертую Государственную Думу (осень 2003 года) регистрацию прошли 48 общероссийских объединений:
1. Многие известные политики (С. Глазьев, С. Юшенков, С. Миронов, Г. Селезнев и др.), губернаторы (М. Прусак), деятели культуры (И. Кобзон) создали свои партии. Бурными темпами росло партийное членство. Однако большинство зарегистрированных партий оказались партиями бумажными. Неприятие гражданами многопартийности зашло так далеко, что Четвертая Государственная Дума более чем на 2/3 состояла из представителей одной партии — «Единой России». С 2005 г. требования к численности членов политических партий возросли: «партминимум» увеличился до 50 тыс. человек, при этом более чем в половине субъектов Федерации политические партии должны были иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных — не менее 250 членов.
В течение года партии должны были выполнить эти требования, в противном случае они подлежали ликвидации. Такое нововведение сразу же сказалось на количество политических партий и их численности. В 2006 г. число партий сократилось до 35, в 2007 г. — до 15, а в 2009 г. их осталось 7:
«Единая Россия» (около 2 млн членов), «Справедливая Россия» (410 тыс.),
ЛДПР (178 тыс.),
КПРФ (151 тыс.),
«Патриоты России» (84 тыс.),
«Правое дело» (62 тыс.)
«Яблоко» (55 тыс.).
Таким образом, ужесточение требований к политическим партиям в 2000-е годы привело к снижению динамики развития партийного строительства, к ограничению пространства для становления партийной системы. Если в думских выборах 1995 г. участвовало 43 партии и блока, в 1999 г. — 26, в 2003 г. — 23, то в выборах 2007 г. их число сократилось до II. В 2016 году в Государственную думу вошли только 4 партии. Результат -очевиден.
Еще одним минусом проводимой реформы стало сохранение старых подходов к партийному строительству. В декабре 2001 г. перед выборами в Четвертую Государственную Думу была создана новая партия власти — «Единая Россия». Долгое время партия, по словам ее лидера В. В. Путина, не имела своей идеологии, которая была сформулирована только в 2009 году как «российский консерватизм». Стабильность, развитие общества без застоя и революций — вот основные положения новой программы. Численность партии быстро росла и уже к осени 2002 г. составила 250 тыс. человек, а к концу 2007 г. достигла 1,8 млн человек.
В феврале 2007 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд партии «Справедливая Россия», которую возглавил председатель Совета Федерации С. Миронов. Новая партия была создана на основе слияния «Партии жизни», Партии пенсионеров и «Родины». Партия выступала за социал-демократический путь развития, за восстановление социальной справедливости в обществе. По словам ее председателя, члены КП РФ — «наши идеологические братья».
Результаты выборов в Четвертую (2003) и Пятую (2007) Государственную Думу показали, что без политического представительства своих интересов остались те избиратели, которые традиционно ориентировались на «Яблоко» и СПС, на демократическую модернизацию России. Отсутствие на правом фланге сильной политической партии заставило демократически ориентированных лидеров вновь выступить с идеями объединения. В ноябре 2008 г. на базе трех партий-аутсайдеров (СПС, «Гражданская сила», Демократическая партия) была создана новая партия «Правое дело» (зарегистрирована в 2009 г.), которую возглавил бывший член СПС Леонид Гозман. Отличительными требованиями, с которыми выступала партия, стали захоронение Ленина и разрешение гражданам носить оружие. Тем не менее появление правой партии почти не отразилось на политической жизни и оживлении демократического лагеря.
С середины 2000-х годов наметился некоторый подъем гражданских инициатив. Появился целый ряд общественно-политических движений различной ориентации, достаточно громко заявивших о себе: Объединенный гражданский фронт Г. Каспарова (2005), Народно-демократический союз М. Касьянова (2006), «Солидарность» Б. Немцова (2008), коалиция «Другая Россия» Г. Каспарова и Э. Лимонова (2006). Последняя объединяла представителей разных политических движений, а также отдельных граждан. В 2011 г. была предпринята очередная попытка объединения демократических сил и создания оппозиционной правой партии на базе Народно-демократического союза М. Касьянова, Республиканской партии России В. Рыжкова, движения «Солидарность» Б. Немцова и движения «Демократический выбор» В. Милова. Однако новое образование, получившее название «Партия народной свободы» («Парнас»), ввиду нарушений требований к численности в тот период зарегистрировано не было. Накануне выборов в Шестую Государственную Думу осенью 2011 г. демократам так и не удалось объединиться и создать влиятельную политическую партию.
В течение трех лет (2009—2011) рост числа политических партий прекратился, оно оставалось стабильным и составляло семь:
«Единая Россия» (около 2 млн человек), «Справедливая Россия» (более 400 тыс.),
ЛДПР (около 180 тыс.), КПРФ (более 150 тыс.), «Патриоты России» (85 тыс.),
«Правое дело» (более 60 тыс.)
«Яблоко» (55 тыс. человек).
Отсутствие прочных традиций многопартийности самым непосредственным образом сказывалось на партийном строительстве в современной России. Создание политических партий на рубеже XX—XXI вв. в постиндустриальном обществе — дело новое и несвойственное данной эпохе. В российских условиях этот процесс часто приобретал уродливые формы: партии появлялись из ниоткуда и исчезали в никуда.
Таким образом, в результате политической реформы 2000-х годов партийной системы по-прежнему создано не было. Основные партии, присутствовавшие в Четвертой и Пятой Государственной Думе («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР) не представляли собственно социально-экономические интересы какого-либо слоя и не сменяли друг друга у власти. Политическая активность населения в 2000-е годы продолжала снижаться вследствие утраты доверия ко всем социальным институтам вообще. Граждане не видели пользы от объединения, осознавая бесперспективность участия в политике. Общество в целом находилось в состоянии «социальной летаргии».
( По материалам СМИ)